Powered By Blogger

пятница, 8 июня 2012 г.

Викторина "Подумай и ответь"

1-й уровень
1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
2-й уровень
1. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

2. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

3. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.


3-й уровень
1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки?

а) акула;
б) щука;
в) пиранья;
г) сом.

2. Какое молоко никто не пил?

а) коровье;
б) кокосовое;
в) козье;
г) птичье.

3. Кого в сказках называют Топтыгин?

а) кабана;
б) лося;
в) медведя;
г) пингвина.

4. Какая обезьяна существует?

а) мамуин;
б) бабуин;
в) папуин;
г) дедуин.
4-й уровень
1. На чем приносит новости сорока?

а) на лапах;
б) на блюдечке;
в) на хвосте;
г) на крыльях.

2. От чего яблоко падает недалеко?

а) от яблони;
б) от дома;
в) от забора;
г) от груши.

3. Два каких гуся жили у бабуси?

а) хороших;
б) веселых;
в) здоровых;
г) заморских.

4. Какая березка стояла во поле?

а) высокая;
б) зеленая;
в) стройная;
г) кудрявая.

Подсчитывается количество призовых очков, объявляется команда-победитель. Проводится награждение всех участников игры.



"Русский язык играючи"

Вот и наступила замечательная  летняя пора. Школьные заботы оставлены до сентября, а сейчас для детворы самое время для игры и развлечений. 1 июня торжественно в Центральном парке культуры и отдыха прошло открытие Летних чтений, и теперь библиотеки города проводят различные выставки, викторины, флеш-мобы, квесты и т.п., чтобы различными формами работы пропагандировать культ книги и чтения.
 И вот, 7 июня в рамках программы Летних чтений, в Центральном парке нашей библиотекой была подготовлено и проведено мероприятие , посвященное Международному дню русского языка – «Русский язык играючи». На суд молодых читателей была организована  выставка «Здравствуй, лето!», на которой были представлены как новинки в мире детской литературы, так и классические произведения русских авторов. Дети с интересом выбирали книги, и тут же на скамеечке садились и читали. Так же заведующей библиотекой-филиалом №17 Мишениной В.Н.( то есть мною) была подготовлена и проведена викторина по русскому языку « Подумай и ответь», где детям нужно было отгадать слова существительные, заменяя их на синонимы но в другом роде, а также проявить сообразительность и смекалку, вспомнив некоторые известные пословицы и поговорки, в которых  намеренно давались неправильные ответы. Некоторым ребятам так понравилась викторина, что они принимали участие несколько раз. Самым активным  участникам были розданы  небольшие призы. На мой взгляд, это хорошая и полезная традиция, ведь через игру мы приобщаем детей к чтению.





среда, 23 мая 2012 г.


 Занимательная грамматика



Недавно нашла интересный материал о знаках препинания, хотелось бы поделиться с вами, тем более что скоро Международный день русского языка.
Точка - древнейший пунктуационный знак. Когда точка появилась, она ставилась не внизу строки, как сейчас, а посредине строки. Кроме того, употребление точки не регламентировалось правилами.
Точка породила многие знаки препинания (например: многоточие,  точка с запятой, двоеточие)
Ученые 16 века в своих грамматиках называли учение о знаках препинания « учением о стиле точек», « учение о точном разуме».
С первого класса все знают, что точка должна стоять в конце предложения, что мысль закончена.
Знаете ли вы, что точка это не только знак препинания, но и  объект в  других областях жизнедеятельности (точка равновесия, конечная точка, точка наблюдения, радиоточка). Мы часто говорим: поставить точку над и, жирная точка, точка отсчета, последняя точка, точка возврата, попасть в точку…
А раз точка такая важная персона, не забывайте о ней, ставьте там, где это необходимо, помните, что вовремя поставленная точка  в любом деле важна.

 
Запятая - наиболее активный знак препинания. Она используется в современном языке для разделения однородных членов предложения, для обособлений, уточнений, для разделения частей сложного предложения и во многих других случаях.
Слово запятая родилось, скорее всего, в 15 веке. Окончание – ая говорит нам о том, что перед нами бывшее прилагательное, а с точки зрения древнерусского языка – страдательное  причастие прошедшего времени. Произошло слово от глагола запяти (« зацепиться», «задеть», «заколоться»), или то глаголов запясть, запять, запинать («останавливать», «задерживать»). Уже  в 18 веке слово употреблялось для  обозначения знака препинания. В «Словаре русского языка 18 века» читаем: « Правила как знать надлежит, где ставить запятую, точку вопросительную, или удивительную» (пунктуация документа сохранена), а в древней азбуке указывалось, что «запятая совершенную речь делает».
Всем известна фраза Казнить нельзя помиловать. В зависимости от того, где здесь поставить запятую, решиться судьба человека. Такова особенность запятой: ее нельзя ставить, как попало.  На этой же особенности постановки запятой построен и следующий рассказ.
Говорят, что некий торговец возвращался домой с караваном судов, полных золотом, серебром, драгоценными камнями. Все было хорошо, как вдруг начиналась страшная буря. Корабли стали тонуть в морской пучине один за другим. Испуганный торговец дал клятву, обещая Богу, что если тот спасет его от неминуемой гибели, то на берегу, торговец воздвигнет старую золотую, пику держащую. Буря улеглась. Торговец был спасен. Когда корабль приплыл к родным берегам, торговец вспомнил о своем обещании. Ох, как не хотелось его выполнять! Однако он нашел выход из положения: воздвиг статую, золотую пику держащую…
Этот материал был взят мною из журнала «Русский язык в школе и дома» №3 за 2010 год.

четверг, 10 мая 2012 г.

      Международный день семьи

 
«Семья — ячейка общества», — звучит сухо и слишком формально. На самом деле, семья — это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая так необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья.
Есть такая народная пословица: «Вся семья вместе — так и душа на месте». Так оно и есть: «Когда в семье все хорошо — в сердце и на душе светло». Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди.
Кроме того, от семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. 

Международный день семей (International Day of Families), отмечаемый сегодня, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи — единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.

Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и самоформируя их.

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. 


Семья — это «святая святых»! И пусть в этот знаменательный день все близкие и родные люди соберутся вместе и просто порадуются тому, что они есть друг у друга, что они — дружная семья. С праздником!