Powered By Blogger

четверг, 20 декабря 2012 г.


Грядет волшебное время новогодних превращений. сказки, пропитанной запахом еловых шишек и мандарин. Помню, как в детстве я с родителями в увлечением и задором наряжала новогоднюю елочку разными игрушками, многие из которых были сделаны своими руками. Просматривая материалы к подготовке к новогоднему мероприятию, наткнулась на информацию о происхождении елочных украшений. думаю, что это сообщение кому-нибудь пригодится. 



История возникновения новогодних ёлочных украшений. 





Обычай наряжать ёлку пришёл к нам из глубины веков. Было поверье, что на деревьях живут духи. От них и зависят и урожай, и жизнь человека. Поэтому, духов располагают к себе подарками. Немецкие семьи наряжали не Райское дерево, а деревянную пирамиду. Растениями и разнообразными вещами. В баварских землях «Райским деревом» называли Рождественскую ёлку, которую и украшали. В Латвии около 1510 года ёлку украшали прекрасными розами, которые сравнивались с девственницей Мэри. Впервые зелёное дерево, как украшение дома, появилось в 1605 году в Страсбурге. Его украшали бумажными розами, вкусными вафлями, лесными орехами, праздничными зажжёнными свечками и, конечно, конфетами. Обычай украшать ёлку едой соблюдался до середины 1800-ых годов. Это были, опять же, сладкие конфеты, изюм, орехи, душистое печенье и солёные кренделя. Фрукты были в особом почёте. Яблоки являлись главным украшением. Собирая осенью, особо красивые яблочки берегли, специально, к Рождеству. Позже, как украшения, на ёлке появились окрашенные цветными красками яичные скорлупки и позолоченные еловые шишки. Макушки елей украшали ангелочками, флажками или звёздочками. В 19 веке на Рождественской ёлке появились настоящие игрушки и колокольчики. Деревья украшали красивыми гирляндами.Германия была значительным поставщиком новогодних украшений в мире. Это были уникальные миниатюрные музыкальные инструменты, и изящные бабочки, и прекрасные звёзды. Даже сосульки, которые делали из серебряной фольги. Рельефные фигурки из бумаги и картона. Цветные шарики появились на рождественских ёлках, как следствия неурожая яблок. Стеклодувы маленького немецкого городка придумали временную замену яблокам. Которые и изображали традиционные яблочки на Рождественской ёлке. Так в Германии появилось стеклодувное производство ёлочных украшений. Надомная промышленность выпускала разного вида стеклянные изделия, разные по форме и цвету. Популярность стеклянных украшений немецких мастеров-стеклодувов настолько выросла, что и по сей день, производятся ёлочные украшения и подарки из тонкого стекла. Первая Мировая окончила господство производства ёлочных игрушек немецкими промышленниками. В связи с появлением новых технологий британские и американские предприятия изготавливают более доступные новогодние игрушки и украшения. Корнинг в 1939 году увидел возможность производства стеклянных изделий-украшений в массовом порядке. Благодаря новым технологиям стало возможным производство фигуры всеми любимого Санта-Клауса и других детских героев. Таких сложных изделий как цветы и различные художественные композиции. Середина 20-го века ознаменована изобретением пластмассы. Закончилась эра производства ёлочных украшений из стекла. С тех пор новогодние украшения изготавливают и из пластмассы. Этот современный материал дал возможность раскрыться таланту изготовителей новогодних украшений. Создавались бесконечное множество различных миниатюрных фигурок, композиций, ангелочков. Герои из пластмассы отражали разные сегменты общества, сказочных героев, героев мультфильмов и множество других персонажей. Цена на новогодние изделия из пластмассы невысока. Это даёт возможность желающим покупать больше новогодней «радости», чем это было в эпоху стеклянных ёлочных украшений. В конце 1900-ых годов «новогоднее» производство изделий из пластмасс поставили на поток. . На сегодняшний день пластмасса – не единственный материал изготовления ёлочных украшений. Применяют и керамику, и металл, и ранее используемое стекло, глину, бумагу. У современников к новогодним праздникам значительно больший выбор, по сравнению с их предшественниками. Так как мы на пути технического прогресса, то в будущем появится ещё более широкий ассортимент новогодних украшений. Коллекционирование новогодних ёлочных украшений – это особенно интересно. Во многих уникальных украшениях заложено определённое значение, смысл, история. 

Распаковываем новогодние игрушки, мишуру, украшения. Наряжаем ёлку. И всплывают прежние тёплые воспоминания, возрождаются радости Рождества.


Ну что ж, мои дорогие, после долгой разлуки я снова с вами. Череда планов и отчетов прошла успешно, можно и дальше продолжать заниматься своим делом. Событий было много, события были разные, по некоторым из них краткий "отчет" о работе нашей библиотеки

"Моим стихам, написанным так рано..."



В октябре сотрудниками библиотеки – филиала №17 совместно с комплексным центром социального обслуживания населения по округу №3 было подготовлено и проведено литературное путешествие «Моим стихам, написанным так рано…», посвященное к 120 – летию со дня рождения М.И. Цветаевой. На встрече специалистами библиотеки было подготовлено литературное досье на поэтессу, в котором  рассказывалось о нелегкой судьбе женщины трагической жизни с трагическим концом. Вообще, что касается "серебряного" века стоит отметить, что все было пропитано духом тотальности,зачастую безвыходности, проблемности того времени. В читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка, посвященная памяти М.Цветаевой. На мероприятие были приглашены почетные читатели библиотеки, которые читали полюбившиеся стихи, пели романсы на слова Марины Цветаевой. В завершении встречи участники мероприятия обменялись мнениями о том, как на каждого из них повлияло творчество великой поэтессы.
Возникший очень живой диалог, еще раз доказывает в необходимости проведения мероприятий, вечеров-памяти, вечеров-портретов, освещающих проблематику, возникающую в произведениях писателей поэтов того времени. В дальнейшем наша библиотека будет продолжать работу по этой теме.












пятница, 8 июня 2012 г.

Викторина "Подумай и ответь"

1-й уровень
1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
2-й уровень
1. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

2. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

3. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.


3-й уровень
1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки?

а) акула;
б) щука;
в) пиранья;
г) сом.

2. Какое молоко никто не пил?

а) коровье;
б) кокосовое;
в) козье;
г) птичье.

3. Кого в сказках называют Топтыгин?

а) кабана;
б) лося;
в) медведя;
г) пингвина.

4. Какая обезьяна существует?

а) мамуин;
б) бабуин;
в) папуин;
г) дедуин.
4-й уровень
1. На чем приносит новости сорока?

а) на лапах;
б) на блюдечке;
в) на хвосте;
г) на крыльях.

2. От чего яблоко падает недалеко?

а) от яблони;
б) от дома;
в) от забора;
г) от груши.

3. Два каких гуся жили у бабуси?

а) хороших;
б) веселых;
в) здоровых;
г) заморских.

4. Какая березка стояла во поле?

а) высокая;
б) зеленая;
в) стройная;
г) кудрявая.

Подсчитывается количество призовых очков, объявляется команда-победитель. Проводится награждение всех участников игры.



"Русский язык играючи"

Вот и наступила замечательная  летняя пора. Школьные заботы оставлены до сентября, а сейчас для детворы самое время для игры и развлечений. 1 июня торжественно в Центральном парке культуры и отдыха прошло открытие Летних чтений, и теперь библиотеки города проводят различные выставки, викторины, флеш-мобы, квесты и т.п., чтобы различными формами работы пропагандировать культ книги и чтения.
 И вот, 7 июня в рамках программы Летних чтений, в Центральном парке нашей библиотекой была подготовлено и проведено мероприятие , посвященное Международному дню русского языка – «Русский язык играючи». На суд молодых читателей была организована  выставка «Здравствуй, лето!», на которой были представлены как новинки в мире детской литературы, так и классические произведения русских авторов. Дети с интересом выбирали книги, и тут же на скамеечке садились и читали. Так же заведующей библиотекой-филиалом №17 Мишениной В.Н.( то есть мною) была подготовлена и проведена викторина по русскому языку « Подумай и ответь», где детям нужно было отгадать слова существительные, заменяя их на синонимы но в другом роде, а также проявить сообразительность и смекалку, вспомнив некоторые известные пословицы и поговорки, в которых  намеренно давались неправильные ответы. Некоторым ребятам так понравилась викторина, что они принимали участие несколько раз. Самым активным  участникам были розданы  небольшие призы. На мой взгляд, это хорошая и полезная традиция, ведь через игру мы приобщаем детей к чтению.





среда, 23 мая 2012 г.


 Занимательная грамматика



Недавно нашла интересный материал о знаках препинания, хотелось бы поделиться с вами, тем более что скоро Международный день русского языка.
Точка - древнейший пунктуационный знак. Когда точка появилась, она ставилась не внизу строки, как сейчас, а посредине строки. Кроме того, употребление точки не регламентировалось правилами.
Точка породила многие знаки препинания (например: многоточие,  точка с запятой, двоеточие)
Ученые 16 века в своих грамматиках называли учение о знаках препинания « учением о стиле точек», « учение о точном разуме».
С первого класса все знают, что точка должна стоять в конце предложения, что мысль закончена.
Знаете ли вы, что точка это не только знак препинания, но и  объект в  других областях жизнедеятельности (точка равновесия, конечная точка, точка наблюдения, радиоточка). Мы часто говорим: поставить точку над и, жирная точка, точка отсчета, последняя точка, точка возврата, попасть в точку…
А раз точка такая важная персона, не забывайте о ней, ставьте там, где это необходимо, помните, что вовремя поставленная точка  в любом деле важна.

 
Запятая - наиболее активный знак препинания. Она используется в современном языке для разделения однородных членов предложения, для обособлений, уточнений, для разделения частей сложного предложения и во многих других случаях.
Слово запятая родилось, скорее всего, в 15 веке. Окончание – ая говорит нам о том, что перед нами бывшее прилагательное, а с точки зрения древнерусского языка – страдательное  причастие прошедшего времени. Произошло слово от глагола запяти (« зацепиться», «задеть», «заколоться»), или то глаголов запясть, запять, запинать («останавливать», «задерживать»). Уже  в 18 веке слово употреблялось для  обозначения знака препинания. В «Словаре русского языка 18 века» читаем: « Правила как знать надлежит, где ставить запятую, точку вопросительную, или удивительную» (пунктуация документа сохранена), а в древней азбуке указывалось, что «запятая совершенную речь делает».
Всем известна фраза Казнить нельзя помиловать. В зависимости от того, где здесь поставить запятую, решиться судьба человека. Такова особенность запятой: ее нельзя ставить, как попало.  На этой же особенности постановки запятой построен и следующий рассказ.
Говорят, что некий торговец возвращался домой с караваном судов, полных золотом, серебром, драгоценными камнями. Все было хорошо, как вдруг начиналась страшная буря. Корабли стали тонуть в морской пучине один за другим. Испуганный торговец дал клятву, обещая Богу, что если тот спасет его от неминуемой гибели, то на берегу, торговец воздвигнет старую золотую, пику держащую. Буря улеглась. Торговец был спасен. Когда корабль приплыл к родным берегам, торговец вспомнил о своем обещании. Ох, как не хотелось его выполнять! Однако он нашел выход из положения: воздвиг статую, золотую пику держащую…
Этот материал был взят мною из журнала «Русский язык в школе и дома» №3 за 2010 год.

четверг, 10 мая 2012 г.

      Международный день семьи

 
«Семья — ячейка общества», — звучит сухо и слишком формально. На самом деле, семья — это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая так необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья.
Есть такая народная пословица: «Вся семья вместе — так и душа на месте». Так оно и есть: «Когда в семье все хорошо — в сердце и на душе светло». Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди.
Кроме того, от семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. 

Международный день семей (International Day of Families), отмечаемый сегодня, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи — единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.

Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и самоформируя их.

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. 


Семья — это «святая святых»! И пусть в этот знаменательный день все близкие и родные люди соберутся вместе и просто порадуются тому, что они есть друг у друга, что они — дружная семья. С праздником!